Типовая учебная программа курса «Глобальные компетенции» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденном приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031), изменения внесены от 16 сентября 2022 года № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования», ПРИКАЗ № 467 от «21» ноября 2022 года.
Глобальные компетенции — это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills).
Курс «Глобальные компетенции» способствует формированию ценностных ориентиров, коммуникативных навыков, этических норм и поведенческих установок обучающихся.
Цель курса: формирование конкурентоспособной личности, соответствующей стандартам культуры поведения и обладающей глобальными компетенциями.
При проведение курса «Глобальные компетенции» мы развиваем навыки XXI века, которые необходимы нам в современной жизни.
Формируются такие базовые навыки:
- ● Читательская грамотность
- ● Математическая грамотность
- ● Естественнонаучная грамотность
- ● ИКТ-грамотность
- ● Финансовая грамотность
- ● Культурная и гражданская грамотность
Формируются такие компетенции – ответ на сложные вызовы, применение в широком диапазоне жизненных ситуаций:
- ● Критическое мышление, умение решать проблемы
- ● Креативность
- ● Коммуникативность и умение взаимодействовать
- ● Умение сотрудничать Качества личности
- ● Любознательность
- ● Инициативность
- ● Настойчивость
- ● Адаптивность (гибкость)
- ● Лидерство
- ● Социальное и культурное осознание/осведомлённость.
Роль школы в формировании у учеников глобальной компетентности/ Создание условий…:
...для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;
...для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия;
...для формирования аналитического и критического мышления школьников;
...для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира.
Программа курса включает шесть разделов (юнитов), разработанных с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Юнит «Этика и этикет» способствует развитию у обучающихся таких личностных качеств, как честность, порядочность, ответственность за свои действия, этичность, доброжелательность, умение работать в коллективе, представляющих высокие стандарты культуры поведения.
Юнит «Гражданственность и патриотизм» направлен на формирование качеств личности, позволяющих осознавать себя гражданином страны, чувствовать свою принадлежность к Родине и готовность служить ее интересам, проявлять гражданскую позицию.
Юнит «Медиаграмотность и финансовая грамотность» направлен на формирование навыков, позволяющих анализировать, оценивать и использовать инструменты медиа пространства, а также навыков управления финансами и обеспечения своего финансового благополучия.
Юнит «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование навыков безопасного поведения, ведения здорового образа жизни.
Юнит «Экологическая культура» направлен на формирование личности, бережно относящейся к своему здоровью, к природе, осознающей последствия негативного воздействия на окружающую среду и ведущей активную природоохранную деятельность.
Юнит «Светскость и основы религиоведения» (введен только в 9 классе) направлен на формирование представления о светском государстве, месте религии в жизни общества, об опасности влияния псевдорелигиозных и деструктивных религиозных течений.
Юнит «Основы предпринимательства и бизнеса»,
- рассматриваются основы предпринимательства: введение в предпринимательство, механизмы функционирования рынка, рыночное равновесие, навыки успешного предпринимателя, современные технологии в бизнесе;
- предпринимательство в современных условиях: с чего начинается бизнес, стартап-культура, развитие конкуренции в современных условиях;
- Маркетинг: введение в маркетинг; диджитал-маркетинг, SWOT-анализ – инструмент маркетингового планирования;
- финансовое планирование и моделирование;
- управление личными доходами и расходами;
- семейный бюджет- виды семейного бюджета, планирование семейного бюджета;
- сбережения и накопления- финансовая подушка безопасности, способы создания накоплений и др.
Считаем данный курс необходимым, так как на уроках учащиеся получают знания, умения и навыки, необходимые в современной жизни. Учащиеся самостоятельно учатся разбираться в доходах и расходах денежных средств, учатся планировать и выделять главное. Работают над обеспечением своей безопасности в сети интернет. Узнают много новой информации по поводу дополнительного заработка. Работаю над профилактикой буллинга и кибербуллинга, и много другое. То есть, курс «Глобальные компетенции» является очень разносторонним и включает в себя самые важные разделы (юниты), которые необходимо изучать, чтобы Исправиться со всеми поставленными задачами XXI века..