ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Алтынсарин ауданы білім бөлімінің Новониколаевка бастауыш мектебі" КММ
КГУ "Ново-Николаевская начальная школа отдела образования Алтынсаринского района" Управления образования акимата Костанайской области
с. Новониколаевка
8-71445-22-7-68
novonikolaevka@altynsarinroo.edu.kz

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Алтынсарин ауданы білім бөлімінің Новониколаевка бастауыш мектебі" КММ
КГУ "Ново-Николаевская начальная школа отдела образования Алтынсаринского района" Управления образования акимата Костанайской области

МЕНЮ
31
марта
2023

psihologicheskaya pomow rebenku v shkole

Школьное время наполнено радостными моментами детства, необыкновенными приключениями, которые запоминаются на всю жизнь. Однако, этот мир наполнен трудностями и переживаниями, с которыми, зачастую, ребенок не может справиться самостоятельно. В таких случаях он особенно нуждается в заботе и внимании близких, а иногда и в профессиональной психологической помощи.

В каких случаях необходима психологическая помощь ребенку в младшей школе? Мы рассмотрим несколько основных направлений и расскажем, какие методы могут быть более эффективны.

  1. Многие дети в начале школьной жизни сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий, усидчивостью на уроке. Часто это возникает потому, что у ребенка еще недостаточно развито внимание, эта функция совершенствуется на протяжении почти всех лет обучения. Важно помнить, что в этом возрасте сочетаются две ведущие деятельности: игровая и учебная. Ребенку уже хочется узнавать новое, соответствовать гордому званию ученика, чувствовать себя большим. Но игра остается значимым условием гармоничного общего развития. Психологическая помощь может понадобиться в том случае, если учебная деятельность становится для малыша слишком не приятной. Психолог может помочь совместить приятное с полезным, сделать процесс обучения интересным и сказочным. 
  2. Не менее часто встречающаяся проблема в младшей школе – повышенная тревожность. Ребята, приходя в школу, сталкиваются с жетской структурой, системой оценок. Дети сразу понимают: если ты делаешь всё правильно – получишь хорошую оценку, тебя похвалят в школе и дома. Но если ты допустишь ошибку – жди плохих оценок и упреки со стороны взрослых. Отсюда возникает страх ошибки, страх быть неуспешным, быть хуже всех. Эти чувства сковывают ребенка, мешают сосредоточиться на заданиях и, тем более, получать удовольствие от учебного процесса. Поэтому в некоторых случая необходима профессиональная помощь в формировании позитивного отношения к ошибкам. Понимание того, что ошибки не менее важны для развития и обучения, чем отличные оценки, позволит превратить полную тревог школьную жизнь в увлекательное путешествие.
  3. Часы выполнения домашнего задания, обсуждения оценок, родительские собрания – все это оставляет след на отношениях между ребенком и родителем. С началом школьной жизни на смену совместным играм приходят прописи и примеры. Часто родителям сложно найти оптимальный подход: как помогать ребенку с учебой, но не брать все на себя, нужно ли контролировать и как это делать, чтобы не испортить отношения с ребенком. В таких случаях мы часто рекомендуем родителям индивидуальные консультации с психологом или группу для родителей, где можно обсудить все возникающие вопросы и выработать свой подход к решению проблемы.
  4. Приходя в школу, ребенок сталкивается не только с самим учебным процессом. Перед ним стоит важная задача: наладить отношения с одноклассниками и учителем, найти свое место в коллективе. Какие здесь возможны трудности? Один детям сложно начать общение, заводить новых друзей. Это может происходить в силу личностных особенностей (стеснительность), нехватки опыта (если малыш не ходил в детский сад). Иногда в таких случаях необходима помощь и поддержка взрослых, которые могут подсказать, как можно действовать в разных ситуациях, как разрешать конфликты и презентовать себя. Для ребят уже в слодшей школе важен статус, который они занимают в группе, возникают часто ребята выясняют, кто сильнее морально и физически. Одни могут вести себя слишком агрессивно, отстаивая свое положение, другие не знают, как постоять за себя. В случае возникновения сложностей в коммуникациях у ребенка в школе необходима психологическая помощь. Лучше всего подойдет работа в группе, где ребенок с помощью психолога сможет получить новый опыт построения отношений, развивая коммуникативные навыки. 
  5. Многим ребятам бывает трудно сдерживать эмоции, как негативные, так и позитивные, что может пагубно влиять на отношения и может повышаться тревога ребёнка. Некоторые дети, напротив, так сильно сдерживают свои эмоции, подавляют их, что, с одной стороны, не могут показать собеседнику, что они чувствуют, с другой стороны, подавленные эмоции могут пагубно влиять на здоровье ребёнка, как психическое, так и соматическое. Поэтому в таком возрасте очень важно научиться распознавать, что я чувствую и проявлять. В этом лучше всего подойдет использование различных арт-терапевтических техник (рисование, игра с песко, глиной и т.д.). При этом, помочь ребенку выразить свои чувства можно как дома, так и на индивидуальных и групповых занятиях с психологом. Специалист поможет найти те способы, которые помогут выплеснуть накопившиеся переживания и научит ребенка высказывать эмоции в тот момент, когда они только появляются.

Таким образом, в школе ребенок сталкивается с многими трудностями. В одних случаях можно справиться своими силами, в других – требуется профессиональная психологическая помощь.

Мария Борисова, психолог Центра Тренинга и Консультирования «12 коллегий».

© 2024. Все права защищены.